Студия печного дизайна
Студия Печного Дизайна
Где огонь покоряется творчеству

Создание объемного рельефа при помощи термоштукатурки PLITONIT

Выступление Максима Герасимова на Санкт-Петербургском печном форуме-2021.

Пара слов о СПД

Студия Печного Дизайна была основана 4 года назад группой единомышленников для теоретической помощи в постройке печей и печных комплексов, как коллегам печникам, так и частным застройщикам. При разработке проекта тщательно прорабатывается конструктив печи или комплекса, компоновка очагов с учетом требований эргономики, но основной акцент при проектировании уделяется внешнему виду печи, ее дизайну. В том, что в последнее время по России появилось немалое количество печных комплексов, которые радуют глаз эстетикой и стилем, есть заслуга СПД. С помощью различных декоративных элементов мы придаем печи индивидуальность, это могут быть фигурные карнизы, элементы из резного кирпича, изразцы, а также барельефные картины-панно из кирпича или же из массива штукатурки, так называемый арт-бетон, то есть каждая печь у нас представляет собой малую архитектурную форму.

Об использовании термоштукатурки Суперкамин производства компании PLITONIT при создании рельефного декора печей и пойдет дальше речь.

Основная работа начинается со строительства печи. Чтобы можно было с ней работать дальше, печь должна быть проверена временем и иметь минимум слабых мест, . До отделки мы ее сушим и даем время на усадку. Без этих моментов штукатурку наносить нельзя.

Когда печь построена, мы занимаемся эскизами. Надо понять саму идею того, что вы хотите воплотить. Лучше изначально печь спроектировать именно под то, что вы хотите на ней видеть. Можно сделать абсолютно любой рисунок карандашом или выбрать абсолютно любую фотографию из интернета, вас ограничивает только ваша фантазия. Надо только знать некоторые небольшие нюансы, и фантазия безгранична, то есть можно сделать все, что угодно.

Следующий этап у нас начинается после того, как мы печь построили, просушили, вывели на режим. Это грунтовка. Все поверхности перед этим надо обязательно обезжирить, удалить грязь, пыль. Далее обтягиваем печь металлической сеткой, используется сетка ЦПВС. Для чего это делается? Чтобы себя обезопасить в дальнейшем. Если вдруг получается, что что-то не досмотрели, и штукатурка отошла от печи, то весь массив будет держаться на сетке. Сетка крепится крепежом, но не обычными православными черными саморезами, возьмите, пожалуйста, хотя бы оцинковку, но лучше взять нержавейку. Это, конечно, ведет к удорожанию печи, но вместе с тем увеличивает ее долговечности.

Следующим этапом идет нанесение первого слоя. Мы наносим штукатурку обязательно на теплую печь. Все материалы при нагревании расширяются, необходимо вывести печь в то состояние, когда она не то чтобы горячая, а теплая, чтобы она немного увеличилась в размере. Первый слой я рекомендую наносить вручную, потому что через сетку руки чувствуют, как через нее проходит штукатурка, чтобы исключить возможность образования воздушных полостей.

Далее идет создание тяжелых конструкций. Мы подбираем основу по размеру выпуклостей, максимальная глубина рельефа получается от 20 до 30ти сантиметров, а это уже почти скульптура. Чтобы создать рельеф, мы сначала рисуем карандашом, затем самые выпуклые части фиксируем, чтобы иметь возможность добавочно поставить каркас из сетки. Если это полноценная отопительная печь, то эти части мы полностью забутовываем. Если это легкий камин, не имеющий высоких температур на облицовке, эти полости можно оставлять воздушными.

На самом деле это скорее работа художника, чем печника. Невозможно понять заранее, как себя будет вести именно та картина, которую вы видите в воображении. Каждый раз получается абсолютно индивидуальная вещь, которую невозможно повторить.

Перед вами полноценная банная печь, она стоит в большом доме, у нас морозы серьезные, печь на шанцах, с большой лежанкой. Последний ряд внутри будет засыпаться песком, сверху будет лежать шкура или рогожа. Ядро заключено в металлический каркас.

Это наша вторая работа подобного рода, а началось все раньше, и скорее всего виной всему лень. В своей жизни я нарезал огромное количество кирпича, мне хотелось немного упростить себе жизнь. Мы стали пробовать, как можно создать что-то интересное при минимуме трудозатрат.

Но вернемся к каркасу.

Выглядит это несколько неприглядно, но от этого никуда не деться. В своей работе мы использовали материалы, которые доступны в каждом регионе. Я считаю, что каждый печник должен привязываться к тем материалам, которые есть на рынке. Все взаимозаменяемо, надо просто понимать технологии…

Сначала собирается «скелет», основа формы. Затем скелет наполняется содержимым, порой это подручный или подножный материал — пена, сетка, проволока…

Это хорошо видно по фигуре совы. В этой работе использовали канализационную трубу, сетку и бинт, и вы видите, что из этого получилось.

Следующая работа – семиугольная печь, полноценный финский противоток с хлебной камерой.

На создание этих фигур ушло огромное количество времени, потому что мы не знали, как штукатурка будет себя вести. Эти Фениксы на максимальном выходе штукатурки имеют выступы больше 15ти сантиметров, хотя на мешках с сухой смесью было написано – максимальный слой 1 см. Но мы решили рискнуть, закрепили сетку и нанесли штукатурку. Ждем время полного высыхания, грунтуем, наносим второй слой. Опять полное высыхание, грунтовка, третий слой. И так далее. Ранее пробовали делать по каркасу, но эти Фениксы сделаны без каркасов, это полностью массив штукатурки.

Чтобы воплотить нашу идею в жизнь, мы готовы были просто уничтожить эту печь. Она работала в ужасающих режимах, мы были готовы пойти на то, что она развалится, и мы за свой счет заказчику ее восстановим.Было время, что эта печь работала в режиме сверхперетопа, при температуре внешних стенок больше 150-160 градусов.

Далее идет покраска. Существует огромное количество термостойких красок, которые дают абсолютно любые цвета. Мы большое количество времени потратили на поиски подходящей краски нужного цвета. С точки зрения зарабатывания денег это абсолютно не разумно. Но я себя, наверное, отнес бы к печным сектантам, это мое любимое занятие, и на работе я отдыхаю от всего. А когда работа еще приносит моральное удовлетворение, это… мы потратили время, но я готов сейчас поделиться всеми технологиями. Я надеюсь, когда-нибудь мы выпустим методичку, где будет описан каждый пункт процесса. Может быть, эта работа слишком сложная, может, надо начинать с чего-то попроще…

Все работы не рождаются в одиночестве. Я не стараюсь сохранить это в секрете или тайне. Все эти вещи я делал с нашим профессиональным декоратором, ее зовут Анна Вершинина, и это наше общее детище. Она не имела никакого отношения ни к печам, ни к каминам, ни к кирпичам, ей это было не интересно. Многие люди переживают — это же печь! Как она будет себя вести? А она просто сидела и лепила эти фигуры из пластилина, я ей говорю, давай попробуем это сделать на печи. И результат нашей работы вы видите.

На данный момент все эти вещи до сих пор не доделаны. Сейчас мы хотим глаза этих птиц украсить нашими байкальскими камнями.

Но надо прежде всего понимать и хорошо разбираться в технологии строительства печей, чтобы не прогадать с температурами. Некоторые вещи, которые для меня абсолютно нормальны и понятны, для других людей становятся откровением.

В своей работе мы в первую очередь руководствуемся требованием безопасности и долговечности конструкции. Мы считаем, что лучше тысячу раз перестраховаться и построить печь один раз и на века. Мы не хотим впоследствии ездить на ремонты. За всю мою работу ни один человек не отдал свою печь на обслуживание, потому что в этом нет необходимости. Я периодически езжу осматривать свои старые объекты и вижу, что они себя не плохо чувствуют.

Это, конечно, зависит и от самого заказчика, за печами надо ухаживать, так же, как за автомобилем. Если вы следите за ней, она долгое время будет вам служить и радовать. В нашем регионе есть своеобразный кирпич, и, если печь разрушится, многие печники вину за сваливают на качество материала. У нас же из этого самого кирпича ничего не разваливается. Знание принципов работы печи и технологии кладки позволяет увеличить срок службы самого изделия.

В заключение — эскизы печей, которые еще не реализованы.