Студия печного дизайна
Студия Печного Дизайна
Где огонь покоряется творчеству

Антонио Гауди. Цитатник.

Архитектура – первое из пластических искусств.. И живопись, и скульптура вторичны и не могли бы существовать без нее. В основе этих искусств лежит свет. Архитектура – это упорядочение света, скульптура – игра света, а живопись – отражение света в цвете, иными словами — его разложение.

Нужно сочетать выпуклые и вогнутые детали и добиваться, чтобы каждому выступающему элементу, на который падает свет, соответствовал парный, находящийся в тени. При этом оформление того элемента, который на виду, должно быть тщательно продумано, а тот, который скрыт тенью, может не иметь никакого убранства.

Для того, чтобы архитектурное сооружение было красивым, необходимо, чтобы форма, размер и цвет каждой детали строго соответствовал ее месту в ткани произведения, так как в архитектуре эти составляющие взаимосвязаны.

Архитектура – это застывшие формы. Подобное определение отражает только часть целого. Ведь подъемный железный мост – это торжество механики, а не красоты. Архитектура – искусство, а механика – голый скелет, лишенный гармонии или красоты форм, которые и превращают грубую материю в искусство.

В мире уже давно все придумано. А талант изобретателя состоит в том, чтобы суметь увидеть осуществленное Создателем: миллионы лет летают насекомые, но только недавно люди изобрели аэроплан.

Человеческий ум может оперировать только двухмерным пространством, ему под силу уравнения лишь с одним неизвестным. Ангелам подвластно трехмерное пространство, они действуют непосредственно в космосе. Человек не может создать то, что никогда не видел: первые попытки самостоятельного творчества – это всегда следование линиям, которые уже начертаны на плане.

Любая идея, которая по своей форме не отвечает духу времени, остается невоплощенной. Нужно предпочесть суть форме и таким образом отразить все контраргументы.

Чтобы сделать что-то хорошо, нужно, во-первых, любить то, что ты делаешь, а во-вторых, быть мастером своего дела.

Единственный путь к успеху – это повторение: Вердагер постоянно повторял, исправлял и совершенствовал свои стихи.

Элегантность – сестра бедности, при этом не надо путать бедность с нищетой.

Характер материала и размер элементов, с точки зрения пластики, тесно связаны: мягкий материал требует крупных форм, а твердому, напротив, подойдет обилие мелких деталей.

Когда мне нужно было выполнить проект здания в каком-либо стиле, то я старался действовать в предлагаемых обстоятельствах. Так, и только так, можно обрести свободу творчества.

Формы, продолжающие друг друга, самые совершенные. Конструкции делятся на несущие и ненесущие. Подобное деление условно: очень часто один элемент одновременно может быть и опорным и служащим опорой.

Капитель – воплощенное единство плюрализма форм. Нет свободы выбора – нет капители.

Архитектор – мастер синтеза. Он может представить себе вещь целиком еще до того, как она будет создана; он умеет для каждой вещи подобрать форму и место. Это особый род интуиции, которая позволяет почувствовать цвет и композицию будущего творения.

Нельзя идти вперед, не оглядываясь назад, не опираясь на опыт предыдущих поколений. Мы должны использовать опыт прошлого, если хотим создать что-то стоящее, не повторяя прежних ошибок.

Для гармонии или, что одно и то же, равновесия важен контраст света и тени, протяженности и краткости, выпуклости и вогнутости и т. п.

Красота – это сияние Истины, перед которым ничто в мире не может устоять; поэтому искусство универсально. Знание и рассудительность, напротив, — удел избранных.

Творчество бесконечно, и Создатель благоволит к тем, кто для изучения нового изучает законы природы и действует заодно с Создателем. Те, кто слепо копирует, не помогают Создателю. Оригинальность заключается в том, чтобы вернуться к истокам. Очень полезно ощутить свою вину, даже если ты не виноват, потому что это позволяет острее прочувствовать Истину, так как главный враг творчества – самолюбие. Нужно учиться его подавлять и обуздывать до тех пор, пока усилия не принесут плоды.

Работа – это плод сотрудничества, а сотрудничество строится на любви; поэтому надо обязательно удалить людей, в которых есть хоть капля ненависти.

Нужно следовать закону Пропорции, который регулирует взаимоотношение частей и целого, и отдельных частей между собой, и отсечь все лишнее. Постижение законов природы развивает в нас определенную интуицию, а изучение новых технических достижений и материалов позволяет придать каждой постройке особый характер, соответствующий эпохе и назначению здания.

Скромность форм рождает ощущение большего величия.

Чтобы сделать какую-нибудь вещь, нужно свои собственные законы согласовать с законами творчества (иначе ничего не получится, не будет сути); для этого необходим опыт – только он дает право на занятия творчеством.

Каждая вещь заслуживает внимания, каждая является сложным организмом, в каждой есть потайные уголки, в которых мы теряемся в силу своей ограниченности. Только животным свойственно легко относиться ко всему. Чтобы проникнуть в суть вещей, нужно набраться терпения, а терпение неотделимо от терзаний.

Художники предаются тщеславию, считая, что они прикоснулись к Славе. На самом деле им следует постараться осознать, что есть истинная Слава, и этим удовлетворить свой дух, а не хвастаться тем, что они создатели Славы.

Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям.

Величайшее свойство произведения искусства — гармония, которая в пластических искусствах рождается из света. Свет создаёт рельеф и украшает. Архитектура — это упорядочение света.

Прямая линия принадлежит человеку, кривая — Богу.

Чем совершеннее формы, тем меньше декоративной отделки они требуют.

Имитация стилей непременно сопровождается поверхностной отделкой; у простого стиля - добротная конструкция.

Сотворение мира непрерывно продолжается через человека. Но человек - не творец, он - первооткрыватель. Кто доискивается до законов природы в поддержку своим новым произведениям, тот помогает Творцу. Кто копирует, тот не помогает.

Оригинальность – это возвращение к истокам.