Памятка для сотрудников Студии Печного Дизайна, рекомендации для остальных печников, работающих в программе SketchUp.

Каждый пользователь SketchUp пришел в программу своим путем и история знакомства и становления в программе у каждого своя, как и методы, приемы и навыки работы в программе, поэтому глупо было бы требовать от каждого изменять своим привычкам и следовать кем-то установленным канонам. Потому что главное – это результат, а каким путем он достигнут – не важно. Если это не противоречит существующему законодательству.

Но к результату работы требования есть определенные. Эти требования — не чья-либо слепая прихоть, а стремление упростить, а, следовательно, ускорить труд проектировщика, и основаны они на многолетнем опыте работы в программе.

В процессе работы над проектом и оформлением документации может принимать участие коллектив, когда число сотрудников больше одного. При совместной работе не избежать обмена моделями, и если они будут отражать предпочтения каждого отдельного сотрудника, то у остальных время будет теряться на приведение модели к своим собственным стандартам. Лишней потери времени не будет, если модели будут отражать предпочтения всего коллектива, в лице его руководителя.

Системы перевязки кирпичной кладки

Итак, первое и основное правило при моделировании печи — представь, что эту печь придется строить тебе самому. И, исходя из этого соображения, разрабатывай систему перевязки.

Если представить себя на месте исполнителя проекта, сразу станет очевидно, что, к примеру, стенка из подпиленного по длине кирпича – это нонсенс. А количество мелких деталей необходимо свести к минимуму.

Так называемые «пистолетики» хороши при перевязке примыкаемых под прямым углом стен. Перевязка уголками допустима и легче исполняема, чем пистолетиками. Но вырезаемые из пистолетиков четвертушки еще могут быть применены в кладке, а уголки – только в отходы.

Единицы измерения и их отображение

Согласно стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС) размеры проставляются в миллиметрах, само обозначение миллиметров не проставляется. Поэтому, если вдруг мы не учли этот вопрос при выборе шаблона после установки программы, в окне Данные моделиЕдиницы выбираем формат десятичный, миллиметры; точность нас устроит без знаков после запятой; привязка по длине (шаг, с которым работают инструменты Линия и Переместить) – 1 мм; галочку в окошке Формат единиц отображения снимаем. Единицы измерения будут отображать при указании размеров и в окне Измерения.

При измерении и откладывании углов нас устроит точность без знаков после запятой, а привязку по углу можно сделать в 1 градус — с этим шагом объект будет фиксироваться при вращении.

Теперь перейдем во вкладку Размеры.Конечные указательные линии установим Косая черта, а в списке Выровнять по размерной линии — Сверху. Теперь число, обозначающее размер в указателе будет стоять над линией, а не разрывать ее. Так ближе к требованиям ЕСКД.

 

Слои

Когда мы открываем в своем проекте стороннюю модель, созданную нами же или кем-то другим, то все слои импортируемой модели переносятся в слои текущего проекта и добавляются к существующим. То есть если идет список слоев от 01 до 36, то к нему может добавиться список от «Ряд 1» до «Ряд 36», а если открыть еще одну модель, где слои нумеруются третьим способом, то к первым двум добавится третий список, например, от «1 ряд» до «36 ряд».

Поэтому слои во всех моделях должны обозначаться одинаково, числами от 01 до 36 или 40.

 Если конструкция печи содержит несколько контуров, и строительство каждого ведется не одновременно, то есть сначала возводится внутреннее ядро (или калильный столб), а потом облицовка, то ряды каждого контура должны лежать в отдельных слоях. Нумерация слоев должна соответствовать очередности строительства. Потому что из модели нам потом делать порядовые планы – порядовки, будет удобнее и быстрее, если слои будут следовать в том же порядке, в каком они в последствие будут отражены в порядовках. Чтобы этого добиться, названия слоев ядра должны начинаться с номера ряда, на котором начинается их кладка, а потом номер ряда футеровки. Например, «03ф01», «03ф02» и т.д. – если кладка футеровки начинается с третьего ряда, или «07ф01», «07ф02» и т. д. – если футеровка начинается с седьмого ряда. Можно букву Ф (футеровка) заменить на Ш (шамот) или просто на точку, очередность отражения рядов от этого не пострадает

Таким же образом будем создавать и слои для каждого предмета фурнитуры (или предметов, если они монтируются на одном ряду). Название слоя должно начинаться с номера ряда, на котором прибор устанавливается. Названия можно давать не официальные, которые указываются в Спецификации, а простонародные (или сленговые), например, Поддувало вместо Зольный люк. Повторимся – названия слоев видит только сам проектировщик, пользователь программы SketchUp, при оформлении чертежей они не отображаются. Но и для указания полных наименований есть аргументы – потом проще будет составлять спецификацию.

Например, слои с фурнитурой могут именоваться следующим образом:

  • 03 поддувало и прочистки;
  • 07 топочная дверка;
  • 12 плита

В отдельный слой вынесем все трубу.

Размеры кирпича

Каждый кирпич, вне зависимости от его расположения в проекте, будь то лежа, стоя, на ребро, должен иметь одинаковые линейные размеры. С учетом швов керамика и ШБ-8 – 254х127х70, ШБ-5 – 234х117х70. Важно, чтобы длина была кратной ширине.

Группы и компоненты

Применение групп хорошо, когда в модели не много одинаковых элементов, и почти каждый нужно редактировать. Например, в объектах малой архитектуры с криволинейными поверхностями и множеством углов.

Но даже в этом случае использовать компонент удобнее вот почему. Если возникает необходимость отредактировать объект на месте, например, подогнать грани под соседние объекты, или он находится в таком месте, что после извлечения его трудно будет водворить обратно, то компонент можно скопировать и вынести для редактирования за пределы модели. Вместе с копией будет меняться и оригинал. А после получения нужного результата копию можно просто удалить, а измененный оригинал останется на месте.

Еще один резон в пользу компонентов. Опять же для подготовки нескольких вариантов дизайна стоит задача поменять одни кирпичи на другие. Например, угловые прямые кирпичи – на радиусные выпуклые или же с внутренним радиусом. Это можно сделать через окно Компоненты. Для этого нужные кирпичи должны присутствовать в модели, пусть даже скрытые или удаленные. Выделяем кирпичи для замены, нажимаем в окне Компоненты кнопку с домиком (В модели), находим в списке нужный для замены кирпич и кликаем по нему ПКМ. В контекстном меню выбираем Заменить выбранные. Выделенные прямые угловые кирпичи поменяются на закругленные, что в случае применения групп было бы невозможным.

Вывод – все кирпичи в модели на выходе должны быть в виде компонентов.

Доли кирпича

Трехчетвертные кирпичи можно создавать путем масштабирования, при последующем подсчете общего количества они будут считаться, как целые. А вот половинки и четвертинки лучше делать отдельными компонентами, чтобы подсчитывать отдельно. Четвертинки при подсчете количества кирпича вообще не учитываются, а половинки и целые проще подсчитать в окне Данные модели – Статистика, если они будут в виде отдельных компонентов.

Оси

Общее правило – длинная сторона модели располагается по красной оси, короткая – по зеленой.

В первую очередь это касается кирпичей и прочих объектов, как групп, так и компонентов. Это связано с тем, что при необходимости отразить объект через контекстное меню, мы не перебирали варианты, а сразу отражали бы по красной оси – если надо отразить объект по длине, и по зеленой – если отражаем по ширине.

Во всей модели расположение осей важно знать, когда надо переместить объект с привязкой к направлению. Если перемещаем вдоль длинной стороны – зажимаем стрелку вправо, которая отвечает за красную ось. Если вдоль короткой – стрелку влево – вдоль зеленой оси.

Группирование рядов

Если удобно работать со сгруппированными слоями, это личный выбор каждого. Но на выходе или при помещении модели на облако все слои должны быть разгруппированы. Поясню почему.

Все ряды в печи похожи друг на друга. Особенно это касается печей, чей периметр по высоте не меняется или меняется не значительно. Пример – «голландки», отопительные щитки. Главное различие большей части рядов друг от друга – зеркальное отражение друг от друга для перевязки швов. Поэтому большой соблазн объединить каждый ряд в группу, чтобы удобнее было копировать и переносить, не выделяя каждый раз полностью весь ряд. А изменения в ряду можно делать в редакторе группы.

Да так удобней и быстрее. Это — с одной стороны. Но давайте посмотрим с другой.

Во-первых, работать в редакторе с объектами не так удобно, как вне его. Например, если надо изменить не только взаиморасположение кирпичей, но и какой-нибудь отдельный кирпич (подтесать, подрезать и т. п.), то надо открывать новый редактор, редактор в редакторе. Чтобы снять выделение с объекта после завершения работы с ним, вне редактора достаточно кликнуть ПКМ мимо объекта, если в руках (на курсоре) инструмент Переместить, Повернуть или Масштаб. В редакторе для этого надо или менять инструмент на Выбор, чтобы снять выделение кликом вне объекта, либо открывать контекстное меню кликом ПКМ, предлагающее закрыть группу.

Во-вторых, если в последствии появится необходимость изменить что-то в общей массе печи, а не в отдельном ряду (например, выпустить пилястр или переместить одну стенку целиком, чтобы увеличить размер печи), то приходится разгруппировывать каждый ряд отдельно, что занимает время. Если разгруппировать всю модель целиком, предварительно выделив ее всю, то разгруппируются и объекты, которые не входят в состав групп, объединяющих ряды. Например, печные приборы и аксессуары. Да, можно предварительно выключить видимость слоев, их включающих, но это лишнее время и лишние операции. А наша цель — упростить создание модели до минимума путем сокращения необходимых операций и кликов.

И, в-третьих, при группировании рядов возникает путаница со слоями. Если мы переносим группу в новый слой, то кирпичи, ее составляющие, остаются в прежнем.

Какой выход? Как и ускорить работу, и избежать неудобств и путаницы? Можно поступить следующим образом. Два граничащих (соседних с разной раскладкой) ряда загруппировать, и использовать их в качестве образцов. А после копирования и переноса наверх не забывать разгруппировывать и, не снимая выделения, переносить в соответствующий слой.

Поэтому также становится очевидно, что все создаваемые в модели элементы – уголки, подпорные листы, кружала для арок, армирование и проч. – необходимо объединять в группы. Если им найдется дальнейшее применение, то для сохранения – в компоненты. И желательно в отдельных слоях, чтобы при подсчете расхода кирпича их можно было просто выключить.

Исправление ошибок

После завершения работы над моделью и перед сдачей партнеру или заказчику следует ее подчистить, убрать лишнее и ненужное.

Во-первых, удаляем лишние слои. Лишними могут быть пустые или слои, внесенные с импортируемым компонентом. Например, если при импорте дверцы добавились в список слои «стекло», «рамка», «ручка», составляющие саму дверцу, то их содержимое необходимо объединить в один слой «дверца» с номером ряда, на котором она установлена, а составляющие ее слои удалить.

Во-вторых, удалить неиспользуемые компоненты

Открываем окно «Данные модели», пункт «Статистика» — Убрать неиспользуемые. И на всякий случай – Исправить проблемы.

В результате удаляются те компоненты, которые незримо присутствуют в проекте, то есть, они присутствовали, но были удалены, но в списке браузера компонентов «В модели» остались. Модель сразу станет легче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.